Кто вяжет лыко в Петербурге

Семья Татьяны и Валерия Сартаковых — единственные в городе на Неве видят экономический смысл производства берестяных лаптей.

Два века назад Александр Дюма описал обувь типичного петербуржца: «на ногах у него род сандалий, которые держатся при помощи длинных ремешков, обвивающих ногу до самых колен». Ныне любой врач скажет, что традиционная русская обувь была источником здоровья и добродушия нации. Она проводила постоянный массаж стопы и именно оттого русские так поражали своим добродушием иностранцев – «Ни в какой другой стране, удивлялся автор «Трех мушкетеров»,  не встретишь среди народа таких спокойных лиц, как здесь. В Париже из десяти человек, принадлежащих к простому люду, лица пяти или шести говорят о страдании, нищете или страхе. В Петербурге я ничего подобного не видел».

Бизнес-лапоть

Теперь бы зато насмотрелся – лаптей в Петербурге не стало. Во всем городе сейчас лишь одна семья производит эту обувь — на заказ, по высокой цене и в ограниченном ассортименте. Супруги Татьяна и Валерий Сартаковы плетут только берестяные лапти для дома (бахоры, босовики, берестянники). Пару национальных тапок они продают за 1500-2000 рублей в зависимости от размера ноги.

Совершенно не представлены на городском рынке более сложные в изготовлении лыковые лапти, конопляные чуни, а также многочисленные их варианты: шептуны, мочалыжники, вязовики, верзки, шелюжники, дубачи, волосянники и так далее. Неразвитость лаптежного рынка города имеет не только объективные причины – отсутствие доступной конопли, лыка и подготовленных кадров, но и субъективные. Так, дилеры могли бы закупать национальный товар в других регионах – в Новгороде, например, пару лыковых лаптей можно купить за 160 рублей, в Старой Руссе за 100, в Вятке за 70. Но они этого не делают. Не приходит в голову бизнесменам и еще одна простая мысль – понятно, что как обувь для города лапти ушли в прошлое, но как дачная, пляжная и банная обувка они, без сомнения, находятся вне конкуренции. Для продвижения этого товара уже все давно создано и написано — от исследований доказывающих полезность (гигиеничность, экологическая чистота, противогрибковый эффект), до рекламных слоганов: «Жена не лапоть – с ноги не скинешь» или «Не осуди в лаптях, сапоги в санях».

В магазинах сейчас можно встретить лишь сувенирные берестяные лапоточки длиной от 5 до 20 см (от 50 до 300 рублей), однако продажи их невелики. Причина этого в неудачном промоушне национальной обуви – иностранцы просто не понимают, что им пытаются продать.

Лаптебренд

В результате, перспективный бизнес в городе сейчас монополизировала одна семья. Именно бахоры от Сартаковых носит в свободное от работы время бывший обер-бургомистр Хельсинки Эва-Ритта Сиитанен. Экс-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев обзавелся не только берестянниками, но и комплектом для сауны из бересты — ковриком и шапочкой. Отметим, что берестяная шапка действенна от перхоти. Такой же комплект Сартаковых был у бывшего губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова. Последний, кстати, запомнился посетителям последней ярмарки «Российский фермер» личным участием в продвижении продукции Сартаковых: «Подходи, налетай, лапти покупай», — провозглашал он там.

При минимальном промоушне Сартаковым удалось добиться высоких продаж – около сорока пар в сезон. Щеголять лаптями в быту не брезгуют депутаты ЗакСа, которым сообразительные предприниматели отправили свою продукцию в дар. Такими ходами ремесленники уже создали лаптям флер элитарности.

Так гендиректор салона причесок «Сафо» Антон Волин по-петровски указом перевел весь свой персонал на ношение лаптей в рабочее время. И это не только фишка заведения — на взгляд Волина, люди, которые долгое время проводят на ногах, просто нуждаются в ношении берестянников. Сам предприниматель так привык к русскому лаптю, что иногда забывает его снять:

— Однажды забыл снять, вышел с работы и сразу в «Мерс». Через десять минут меня ГАИ тормозит за превышение скорости. У ГИБДДешников лица изумленные — из «Мерседеса» последней модели вышел мужик в лаптях. Так удивились, что забыли про штраф.

Для создания лаптевого бренд-мифа Сартаковы прибегают и к помощи мистики. Они утверждают, что, несмотря на исключительно положительные свойства лаптей, их нельзя оставлять, где попало. Оказывается, на подошве берестянников всегда собирается сильный энергоинформационный потенциал, очень много говорящий о сути владельца. Поэтому, остерегаясь порчи или сглаза, лапти надо хранить в недоступном для недругов месте. Для закрепления лаптебренда в сознании Сартаковы припоминают традицию кидать вслед уезжающему начальству — волостному писарю, становому приставу или судебному следователю пару лаптей – «Правда в лаптях, а кривда хоть и в кривых, да в сапогах».

Лаптефьючерс

Согласно Владимиру Далю, лапоть это короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколодки, из лык, мочалы, коры ракиты, ивы, тала, вяза, березы, дуба, тонких корней, драни молодого дуба, из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок, конских грив и хвостов и соломы.

Лычный лапоть плетется в 5-12 строк, пучков, на колодке, кочедыком или коточиком (железный крючок), и состоит из плетня (подошвы), головы (переду), ушника, обешника (каймы с боков) и запятника. Поперечные лыка, загибаемые на обушнике, называются курцами. Иногда лапоть еще подковыривают — проходят по плетню лыком или паклею, а писаные лапти украшаются узорною подковыркою.

Лапти обуваются на хлопчатобумажные или шерстяные носки и подвязываются оборами в переплет накрест до колена. Лапти для дома и офиса подвязок не имеют и называются – капцы, какаты, калхи, бахилки, коверзни, чуйки, постолики, ступни, босовики, топыги и пр. Их можно носить и на голую ногу.

В Петербурге школы плетения лаптей не сложилось. Здесь их плели по всякому – косым и прямым плетением, с пятки и с носка. Причина в изначальном собрании в городе представителей почти всех племен великороссов. Плетение лаптей работа несложная, но требующая навыка. Потому «лыка не вязать», означает неспособность к элементарным действиям.

Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность лаптей не требует доказательств. Широкое развитие лаптевого промысла в Петербурге, конечно, может вызвать протесты «зеленых», но чтобы этого не произошло, сырье можно заказывать в других регионах России, где до сих пор владеют способами брать часть коры, не губя дерева.

Конечно, широкое развитие малого лаптебизнеса потребует поддержки правительства. Эта поддержка тем очевиднее, что чиновники уже убедились в преимуществах на дачах и банях национального лаптя перед заморскими тапками. Больших вложений бюджета не потребуется. Мелкий предприниматель сам найдет средства инвестировать в обучение и закупку сырья. Перед администрацией же города стоит более масштабная задача – представить лапоть иностранному потребителю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели