Дэниэл Бойко: “Как “раскрутить” симфонический оркестр?”

Американский дирижер Даниэл Бойко о бюджете, кассе, конкуренции, дотациях, банкротствах, пиаре, моде, зарплате и любви к музыке.

Глядя на Дэниела Бойко, можно усомниться в том, что прославленный дирижер мог родиться русским. Скорее – итальянцем и, вероятнее всего, в семье Сталлоне – так велико сходство дирижера с американским актером. Дэниел Бойко – один из тех отпрысков советских эмигрантов, кому выпало жить и работать за границей. Свои лучшие годы Дэниел провел во Франции и Америке. Несколько лет работы в Чикагском симфоническом оркестре остались для него позади. Сейчас Дэниел совмещает работу дирижера и директора в SkokieValleySymphonyOrchestra.

– В Соединенных Штатах полагается очень большая администрация к каждому оркестру, – рассказывает Дэниел. – Конечно, это зависит от размера оркестра, но если брать такой оркестр, как Чикагский Симфонический, то его дирекция насчитывает около восьмидесяти человек. Начиная от телефонных операторов, которые звонят и предлагают купить или заказать абонементы на концерт – занимаются распространением, и заканчивая президентом. Еще есть союз директоров – около двухсот человек, крупных бизнесменов. И вся эта сложная компания общается между собой с единственной целью – достать деньги! Потому что американское правительство не помогает финансами культурным учреждениям.

– Другими словами, в американском бюджете нет строки «на культуру»?

– В Америке искусство существует на личные средства и деньги компаний, которые их спонсируют. Когда-то американским правительством был создан фонд, помогающий культуре, но он просуществовал недолго. Общая картина такая – помощи культуре со стороны государства не существует.

– Самые известные оркестры также не получают дотации со стороны государства?

– Буду говорить о Чикагском оркестре, потому что я там работал… Скажем так, правительство Чикаго, местный мэр – может выделить некоторую сумму денег оркестру, но это все равно не повлияет на общую ситуацию: потому что такой оркестр, как Чикагский тратит в год на существование $15 млн. Даже если оркестр будет выступать ежедневно, билеты будут очень дорогими, а в залах будет полный аншлаг – все равно будет невозможно «отбить» деньги обратно, все равно оркестр окажется убыточным. Субсидий чикагского мэра, как правило, хватает лишь на аренду, свет…

– Тогда, на какие деньги существует оркестр?

– Приходится искать деньги у частных лиц. Большим корпорациям выгодно вкладывать деньги в искусство, потому что деньги, которые идут на искусство, не облагаются налогом, и учреждения искусства, которые получают эти деньги, тоже не платят налоги.

– Много находится желающих вложить деньги в искусство?

– Желающих много, но это еще не факт, что денег хватит. Предположим, крупная корпорация в один год выделила оркестру миллион долларов, а на следующий – всего сто тысяч! Их спрашиваешь: «Ну как же так?! Почему!?»… Ответ, как правило, один и тот же: «Обвал на бирже!»…

Минимальная зарплата рядового музыканта – $85 000. Плюс к этому они получают дотации за поездки, за запись. Всего музыкантов в оркестре – около ста.

– И что делать оркестру?

– У каждого оркестра существует собственный фонд, который собирался десятками лет. Поскольку деньги фонда хранятся в банке, то на него постоянно капают проценты, которые и снимаются в трудные минуты. Конечно, этих процентов недостаточно…В итоге, снимаются не только проценты, но и часть фондовых денег… Руководство оркестра оправдывает себя тем, что в следующем году непременно вернет недостающие деньги в кассу. Но бывает и так, что оркестр становится банкротом. Так случилось с Оперой Сан-Франциско – Хьюстон… В прошлом году у них был кризис и на какой-то момент им пришлось закрыть двери театра – потому что зарплату платить было нечем.

– Бывает так, что спонсоры дали слишком много денег?

– Нет! Понимаете, каждый оркестр хочет быть престижным и хочет заполучить звездных артистов, солистов в свой состав. Это стоит бешеных денег.

– Сколько в год зарабатывает рядовой музыкант Чикагского оркестра?

– Минимальная зарплата рядового музыканта – $85 000. Плюс к этому они получают дотации за поездки, за запись… Всего музыкантов в оркестре – около ста… Дальше считайте сами, сколько надо денег на выплату зарплаты одним музыкантам! Работники администрации получают от $30 000 до $200 000 – в зависимости от занимаемого поста.

– А как обстоят дела с вашим – SkokieValleySymphonyOrchestra?

– Мой нынешний оркестр несколько меньше Чикагского. В нем около семидесяти музыкантов, но они у меня на очень низких зарплатах, некоторые готовы работать вообще бесплатно.

– У них такой низкий уровень?!

– Они очень любят дело, которым занимаются. В каком-то смысле, для них музыка важнее умопомрачительных гонораров. К примеру, не так давно мне удалось заполучить в оркестр очень прославленного солиста – гонорар за одно его выступление – $30 000. Но мне по дружбе, одно его выступление будет обходиться в $4000.

– Как строится менеджмент в SkokieValleySymphonyOrchestra?

– Точно так же ходим по компаниям и просим денег. В штате моего оркестра есть женщина, которая каждый день приходит на работ и занимается исключительно тем, что ищет деньги и спонсоров.

– Зачем так много оркестров?

– В Соединенных Штатах мода на оркестры! Поэтому, основное соревнование идет с небольшими коллективами… Чтобы хоть как-то поднять наш имидж и выделиться из толпы, мы решили подойти профессионально не только к музыке. Благодаря тому, что мы очень грамотно отнеслись к пиару: выпустили красивые программки, буклеты, флайерсы, занялись рекламой – мы стали на слуху. Кроме того, в оркестре постоянно выступают лучшие солисты мира, что, безусловно, поднимает уровень SkokieValleySymphonyOrchestraв глазах зрителей и прокатчиков.

– Ваш оркестр считается модным?

– Классическая музыка в Соединенных Штатах находится сейчас в очень большом кризисе: все кто был в среднем возрасте и увлекался классической музыкой двадцать-тридцать лет назад, сегодня уже постарели и не могут так часто ходить слушать любимую музыку, как им хотелось бы. Поэтому, надо каким-то образом привлечь молодежь и попытаться доказать им, что классическая музыка – это не монстр, а тот же товар, на котором можно заработать деньги.

– Отчего зависит сумма гонорара вашего оркестра?

– Сумма гонорара зависит от того, куда мы едем, какие обстоятельства, сколько будет концертов за один заезд, что будем играть… Зачастую, перед оркестром стоит проблема, что мы хотим отыграть какое-то произведение, а оно не продается – только сдается в аренду на шесть недель. А ведь нам надо не только его отыграть, но и выучить, отрепетировать! Приходится идти на всякие уловки: где-то доставать копии, разучивать, а потом, перед началом гастролей оформлять аренду.

– Вы когда-нибудь дирижировали русским оркестром?

– Да, я много работал в Новосибирске, Москве, Омске и даже в Санкт-Петербурге. Основное отличие западных оркестров от русских – это отсутствие денег. Но профессиональный музыкант всегда остается профессионалом – неважно, платят ему деньги или нет.

В России очень сильна струнная школа. Из-за этого создается впечатление, что русские оркестры немного выше американских или других. Но жизнь, быт… Я как-то приехал в Омск, а там уже три месяца музыкантам не платят зарплату! Но все равно, люди приходят на репетиции и выкладываются полностью… Любовь к музыке спасает многие коллективы, не только в России.Музыка

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Люди России