Создатель праздника “Алые паруса” Галина Чернякова: “Впервые мы собрали выпускников в 1968 году”

Один из легендарных создателей праздника «Алые паруса» рассказала, как создавался праздник для выпускников в далеком 1968 году.

Что общего между праздником «Алые паруса», мемориалом «Цветок жизни» и театрально-концертным комплексом «Карнавал»? Мало кому известно, но именно Галина Чернякова, жительница Московского района Санкт-Петербурга приложила руку ко всем этим проектам.

Вечные ценности не меняются в зависимости от времени

Галина Михайловна скромна излишне. Не любит говорить о себе, приписывает любые заслуги всему коллективу, забыв упомянуть собственную роль и значимость. Будучи легендарной личностью, живет не в центре города, а на улице Типанова в Московском районе. Она прекрасно помнит, как в 1968 году сотрудникам Дворца пионеров пришла в голову идея устроить грандиозный праздник для ленинградских выпускников. Сегодня – это полноценный бренд Петербурга, известный во всём мире. Тысячи туристов со всего света съезжаются в город на Неве, чтобы полюбоваться одним из красивейших уличных праздников.

– С 1962 по 1990 годы я работала директором Дворца пионеров в Аничковом дворце. Каждое лето у нас была заведена традиция – чествовать выпускников Ленинграда, которые занимались в секциях и кружках Дворца пионеров, – вспоминает Галина Михайловна. – К сожалению, в саду Дворца одновременно могло собраться всего около 500 человек. За ночь через сад проходили не более двух тысяч выпускников. Этот факт очень возмущал моего первого заместителя Лидию Баланкову. Именно она стала тем человеком, которому удалось изменить ситуацию в 1968 году.

Во Дворце над «Алыми парусами» работали большой командой, около 30 человек отвечали за разные направления. Члены рабочей группы спорили, ссорились, но в каких-то вопросах сходились сразу.

– Идея назвать праздник «Алые паруса» пришла как озарение. По задумке, на Неве под увертюру Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» должен был появляться парусник с алыми парусами, – говорит Галина Михайловна. – «Алые паруса» Александра Грина – это путёвка в жизнь. Поэтому сомнений, какое произведение взять за основу, не было. Если бы мы думали над названием для праздника выпускников сегодня, то все равно назвали бы его именно так. «Алые паруса» Александра Грина – это вечные ценности, они не могут меняться в зависимости от времени и политического строя.

Бегущая по волнам едва не утонула в Неве

К сожалению, сценарий праздника «Алые паруса» 1968 года не сохранился до наших дней. Хотя память о нём осталась не только у выпускников, но и у самих участников.

Как следует из воспоминаний Ольги Савельевой, ей суждено было исполнить роль Ассоль, в 1968 в институт имени Лесгафта пришла комиссия под руководством Георгия Товстоногова. Перед ним стояла задача – выбрать двух девушек, которые умеют хорошо плавать. Товстоногов выбрал 17-летних Ольгу Савельеву (Ассоль) и Людмилу Кухаренко (Фрези Грант). Товстоногов уделял большое внимание безопасности героинь водного шоу.

По задумке режиссера, парусник появлялся из-за Кировского моста (Троицкого) и шел к Дворцовому. На паруснике уже стояли счастливые Ассоль и капитан Грей. А им навстречу по Неве бежала другая героиня Александра Грина – бегущая по волнам Фрези Грант. Она бежала по плоту, скрытому под водой. Со стороны создавалось ощущение волшебства. Казалось, что девушка бежит по воде. На самом же деле Людмила Кухаренко с трудом удерживалась на мокром плоту и несколько раз была близка к падению.

Официальных свидетельств о том, что над частью праздника работал Товстоногов не сохранилось.

– Разговоры о том, что над сценарием работал Георгий Александрович до сих пор живы. Но врядли театральный режиссер мог взяться за постановку масштабного уличного праздника, – размышляет Александра Бойцова, в прошлом – заведующая музеем Дворца пионеров в Аничковом дворце.

Категорически не согласна с участием Товстоногова в постановке «Алых парусов» и Галина Чернякова.

– Весь праздник делала команда Дворца пионеров. Товстоногова среди нас не было, – разводит руками Галина Михайловна. – Я была бы рада сказать, что мы сотрудничали с Товстоноговым, но этого не было.

А вот в БДТ имени Товстоногова заявляют уверенно: первым постановщиком «Алых парусов» был именно он! Не автором идеи, а постановщиком.

– Георгий Александрович очень гордился своей работой над «Алыми парусами» и уделял работе над представлением очень много времени! – рассказывает Ирина Шимбаревич, заместитель художественного руководителя по научно-просветительской и исследовательской деятельности. – Как жаль, что Георгия Александровича уже нет, он бы сам подтвердил данную информацию. А вот постановщиком «Алых парусов» в 1973 году был писатель Михаил Шолохов. Все выпускники 1973 года получили тогда деревянные таблички с напутствием во взрослую жизнь.

Корчной: сеанс одновременной игры на 20 досках

А вот сценарий 1969 года хранится в музее Дворца пионеров до сих пор.

– Под сценарием 1969 года стоит фамилия Орлеанского, – рассказывают в музее Дворца пионеров.

Согласно сценарию, после прохождения парусника по Неве молодые люди расходились по многочисленным площадкам – музыкальным, поэтическим спортивным. Так, например выглядела часть сценария спортивной площадки праздника. «Зелёная площадка – комментаторы о спорте. Встреча на этой площадке состоит из двух отделений. Отделение первое – Новое в спортивной жизни. Перед собравшимися любителями спорта выступают: спортивный комментатор радио Виктор Набутов, международный гроссмейстер Виктор Корчной. Тема выступления В.Набутова – новости спортивной жизни. В.Корчной прокомментирует международных шахматный матч Спасский – Петросян.

Отделение второе – «Мы играем с гроссмейстером Корчным». Зеленая площадка оборудуется шахматными столиками. Международный гроссмейстер Виктор Львович Корчной дает сеанс одновременной шахматной игры на 20 досках. Его противниками выступают шахматисты – выпускники ленинградских школ».

Подобных площадок вдоль Невы было 19: на одной из них проходила встреча композитора Соловьева-Седова с ленинградскими выпускниками; на другой танцевали артисты Мюзик-Холла, на третьей читал стихи Городецкий, в Летнем саду у памятника Крылова выпускники читали басни … Заканчивался праздник в два часа ночи салютом и долгожданной разводкой мостов.

Грузите тюльпаны самолётами

«Алые паруса» не единственное достижение в жизни Галины Черняковой и огромной команды людей, с которыми она работала. Настоящим чудом было строительство в центре города возле Дворца пионеров Театрально-Концертного комплекса «Карнавал». Даже по нынешним меркам построить современное здание в самом центре города напротив Аничкова дворца – невозможно! Впрочем, сотрудникам Дворца пионеров удалось немыслимое – согласовать строительство в Москве. Перед этим главный архитектор Ленинграда поставил под проектом свою подпись.

Пять раз Галина Михайловна ездила в первопрестольную, в кабинеты высоких чиновников, чтобы согласовать детище на официальном уровне.

Сотрудников Дворца пионеров, в первую очередь, беспокоило, что у их воспитанников нет собственного зала, где они могли бы показывать свои достижения. Одного одобрения мэра Ленинграда Александра Сизова, председателя городского совета депутатов трудящихся, было недостаточно. Сизов неоднократно помогал Черняковой, и этот раз не был исключением.

К сожалению, не всегда отношения Сизова с Москвой строились гладко. Например, на самом верху оказались недовольны тем, что в Ленинграде на 3-м километре Дороги жизни установили памятник «Цветок жизни» – тоже идея целой команды сотрудников Дворца. Тем не менее мемориал был установлен. Каждый год, 8 мая, воспитанники Ленинградского Дворца пионеров получали из Ташкента самолет тюльпанов, чтобы высадить аллею в несколько километров от «Цветка жизни» до Ладожского озера…

А воспитанниками Черняковой были сотни известных людей. Среди них артисты Николай Буров и Борис Смолкин, режиссер Алексей Учитель и музыкант Николай Фоменко, международные гроссмейстеры Виктор Корчной, Борис Спасский и Марк Тайманов, тренеры Алексей Мишин и Тамара Москвина…

Сегодня Галина Михайловна не работает в крупнейшем Дворце пионеров страны, но по-прежнему окружена вниманием своих бывших единомышленников.

– Мы всегда находимся на связи, и в случае чего, обязательно приходим на помощь друг другу. Я уже не принимаю участия в масштабных проектах, в силу возраста, но всегда радуюсь, когда гуляю по родному Московскому району Санкт-Петербурга. Молодые сирени и клёны на улице Типанова радуют нисколько не меньше, чем былые заслуги, – резюмирует Галина Чернякова.

Кстати
Галина Чернякова – заслуженный работник культуры, кавалер орденов «Знак Почета», Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух медалей «За трудовую доблесть», «Отличник народного просвещения СССР и РСФСР», лауреат премии Ленинского комсомола».

Фото пресс-службы Администрации Санкт-Петербурга и архивов Дворца Пионеров, а также Большого Драматического Театра имени Товстоногова

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Люди России