Игорь Черномор – человек, который привозит “обезьян”

Игорь Черномор, промоутер
В Петербурге существует около десяти промоутерских компаний, благодаря которым петербуржцы имеют удовольствие созерцать любимых звезд на сцене.

Самые известные из них: «Планета плюс» (PMI), «Стоптайм»,«Интергрим-Концерт», «hobbott.ru», «Эс.Пи.Концерт»,«NCA», гастрольный отдел Дирекции Театрально-Концертных и Спортивно-Зрелищных Касс (ДТЗК).

Так же, существует несколько частных лиц, которые время от времени занимаются привозом импортных или отечественных «обезьян» – именно так на жаргоне прокатчиков называют артистов.

«Какие будут «обезьяны»?», то есть какие артисты выйдут на площадку.

Об особенностях промоутерского рынка рассказывает Игорь Черномор – представитель компании «Интергрим-Концерт» и просто промоутер.

– Самое ответственное в прокатном бизнесе – угадать, кто через месяц-другой будет пользоваться большей популярностью. Сделать это не так уж и просто, ведь ситуации бывают разные: вроде и имя раскрученное, и реклама нормальная, а со зрителями проблема. Такие ситуации случаются у каждого промоутера. Если на артиста не будет куплен ни один билет, все равно, звезда получит свой гонорар и преспокойно уедет на «чес» (гастроли в отдаленных городах России).

Вот, скажем, была такая история: мы хотели сделать сольник Лаймы Вайкуле, вроде, обо всем договорились. Но в последний момент певица отказалась ехать в Петербург. А у нас уже был подписан договор с БКЗ «Октябрьский». Нужно было что-то решать. А тут московские коллеги предложили устроить концерт Добрынина. Решили попробовать. Но два сольника оказались для маэстро делом непростым. Нет, он их отработал, но до аншлага было, мягко говоря, далеко. Зато Вячеслав оказался довольно отвязанным человеком. Выпил бутылку коньяка и поехал в казино, где зажигал по полной программе.

Когда есть деньги на оплату гастролей, куда надо обращаться, чтобы привезти звезду?

– Как только выбор артиста сделан, прокатная контора связывается с его директором, который подтверждает дату гастролей и высылает райдер – документ, в котором указаны требования артиста – от света и пиротехники до цвета встречающего авто и марки кофе в гостинице. Дальше – определиться с залом. Аренда той или иной площадки сейчас колеблется от $1000 до $12000, в зависимости, что это: ДК им. Ленсовета, «Октябрьский», «Юбилейный» или Ледовый дворец. За месяц до гастролей разворачивается рекламная компания: афиши по городу, ролики по TV, лайтбоксы в метро. Всю рекламную компанию оплачивают промоутеры. Как только звезды ступают на питерскую землю, они оказываются в руках прокатной фирмы, в обязанности которой входит размещение артистов в гостинице, питание, доставка звезд на площадку и транспортировка домой.

Требования артистов часто доходят до абсурда?

– Ну, иногда, бывает, такое в райдере пришлют, что удивляешься. Правда, потом всему находится объяснение.

Скажем, музыканты английской группы «Cradle of filth» заказали шестнадцать пар носков. Согласитесь – странное требование! Потом они объяснили, что находятся в туре и не успевают решать проблемы с носками… Глен Хьюз заказал пирожных. Вроде бы ничего предосудительного здесь нет, но представить солидного рокера с азартом поедающего пирожные очень сложно.

Театральные звезды чем-то отличаются от музыкальных?

– Я делал не так много театральных гастролей, чтобы давать сравнительную характеристику, но у меня сложилось впечатление, что с театральными людьми работать на порядок сложнее… Скажем, занимался я организацией спектакля «Привет, Голливуд!» с участием Ирины Алферовой и Александра Михайлова. Я уважаю Михайлова, как артиста и на самом деле старался выполнить все требования звезд. Поэтому, когда начались высказывания, что все плохо, стало обидно. Оказалось, артисты были в целом недовольны нашим городом и не хотели сюда ехать. Но что я тут могу сделать!?

 Гонорары звезд заставляют поверить в собственную исключительность?

– У каждого артиста своя цена.

 Сольный концерт Земфиры обходится в $30 000, Ротару– $60 000, клубный концерт группы «Другие правила» -$4 000, «Ролинг Стоунз» – $1 500 000. Торг, как правило, уместен. Были моменты, когда музыканты заламывали ценник и срывали гастроли.

Говорят, что Пугачева получает за концерт около миллиона долларов.

– Я с ней не работал, но думаю, что это информация для прессы, придуманная пиарщиками. Как говорили люди, которые работают с ней постоянно, вся эта компания – Пугачева, Киркоров, Орбакайте, обходится в районе 100 – 150 тысяч долларов.

Незапланированные ситуации на концертах случаются?

– Скажем так, есть артисты, которые четко отрабатывают свое время и даже никогда не выходят «на бис». С другой стороны, бывают ситуации, когда артиста «прет» и он забывает, что после него выступают другие. На последнем Рок-Фузовском фестивале у нас была группа «Разные люди» во главе с Александром Чернецким. Саша настолько обрадовался теплому приему публики, что вместо трех запланированных песен отыграл восемь! Следом за ним работала Земфира, и мы, конечно, волновались, что скажет звезда, тем более, что после концерта у нее был билет на поезд… К счастью, Земфира была в хорошем настроении и с интересом наблюдала за Чернецким, лишь только произнесла: «Чувствую, я сегодня никуда не уеду!». Вообще, Земфира – действительно классная, по-настоящему рок-н-рольная девушка, и я не пойму, почему о ней пишут всякие гадости.

– Были случаи, когда промоутеры не могли расплатиться со звездой?

– Платят всегда, если это не криминальная структура.

Как правило, обман артистов строится по одной схеме в два этапа. Этап первый: в город приглашается импортная звезда, которая остается довольна работой прокатной конторы. Этап второй: через год эту же звезду везут снова, только деньги обещают заплатить после концерта. Довольная предыдущим сотрудничеством с уже известной им фирмой, артист соглашается на такой вариант получения гонорара. Пока звезда работает на сцене, прокатчик с деньгами исчезает из города…

Подобная участь постигла известную португальскую команду «Moonspell». Ребята после концерта еще долго ждали промоутеров в гримерной, пока охрана не выперла музыкантов на улицу. С трудом, объяснив таксисту в какую гостиницу ехать, португальцы всё еще надеялись увидеть представителей фирмы там. История закончилась тем, что гастролеров «подрезали» на таможне на две гитары, которые почему-то остались незадекларированными… Пришлось возвращаться домой без денег и инструментов. Другой случай: лет пять-шесть назад организаторы питерских гастролей группы «Ва-банк» смылись с площадки, прихватив всю выручку из кассы. Бывает и такое.

А форс-мажор?

– Конечно! Скажем, в августе 1998 года в Москве выступал «Ролинг Стоунз». Беспроигрышный проект. Но тут грянул дефолт, и все что должно было пойти в плюс, пошло в минус. Здорово, что организаторы нашли в себе силы работать дальше – весь последующий год они расплачивались с долгами. А чего стоит отмененный в Москве «Рамштайн», из-за того, что власти испугались беспорядков. А запрещенный концерт в Москве группы «Ленинград», когда во всю шла рекламная компания?! В общем, сами понимаете, в России возможно все.

Всегда было интересно, из каких соображений делаются уличные концерты? На чем зарабатываются деньги?

– На таких мероприятиях делают не деньги, а имя. Финансы на организацию отпускает Комитет по Культуре, муниципальные округи… Еще есть коммерческие спонсоры, которые за разрешение на концерте торговать их продукцией оплачивают гонорары артистам. Если повезет – можно заработать на торговле: скажем, купить пиво на заводе по низкой цене и продать на концерте с накруткой.

Можете дать краткое руководство, как найти спонсоров?

– Я уже давно понял, что спонсоров можно иметь только по личным связям. В противном случае – обзваниваются крупные фирмы города, банки, шлются километры факсов. Три-четыре недели массированной атаки – еще не гарантия, что кто-нибудь под проект подпишется. Это даже странно, насколько мне известно, если фирма выступает спонсором или благотворителем, то налог с нее взимается меньше.

Сами промоутеры легко перечисляют 5% от прибыли в Российское Авторское Общество?

– В принципе, есть артисты, которые не хотят с этим заморачиваться и пишут официальный отказ от гастролей. Но, в основном, конечно, составляется документ о доходе, начисляется и переводится процент. Удивительно то, что РАО требует отчет даже по концертам западных независимых групп – сложно поверить, что эти группы каким-то образом требуют удовлетворения авторских прав где-либо.

Кстати о деньгах! Рассказали мне тут одну смешную историю. Одна фанатка Филиппа Киркорова заняла у него на концерте $100. После концерта ей стало стыдно: как так – взяла деньги у такого человека! Комплекс вины и желание непременно вернуть певцу деньги привели ее к тому, что у девушки «поехала крыша». Понятно, что сам Киркоров и думать забыл про эти деньги… Девицу упекли в психиатрическую лечебницу, когда она заявила врачам о задолжности. Только убедив медиков, что незнакома с артистом, девушку выпустили из больницы.

Фанаты часто надоедают артистам?

– Они просто достают! Но я никогда видел, чтобы кто-то из музыкантов связывался с поклонницами: ни после концерта, ни в гостинице… Зачем взрослым мужикам малолетки?! Хотя, фанаты всегда знают номер поезда, на котором едет любимый артист, и соответственно, атакуют: пытаются что-нибудь от кумира оторвать на память. Еще у поклонников практикуется продажа номеров телефонов артистов и тех, кто с ними связан.

За сколько можно узнать номер телефона Дмитрия Певцова?

– Думаю, за сто долларов можно позвонить кому угодно. Я уже подсчитал, если продать мою записную книжку, то можно купить дом во Франции!

фото из архива Игоря Черномора

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Люди России