политика/ культура

Диссидент Бродский сыграл роль секретаря горкома партии на Одесской киностудии

Украинские комитетчики узнав об этом, потребовали переснять картину
В 1971 году режиссер Одесской киностудии Вадим Лысенко и сценарист Григорий Поженян приступили к работе над картиной о защите героического города Одессы от фашистов. Картину «Поезд в далекий август» одобрила партийная верхушка. Исполнители главных ролей пришлись им по душе тоже. Больше всего их восхитит актер, пробовавшийся на роль секретаря горкома партии Наума Гуревича. Они понятия не имели, что им был советский диссидент Иосиф Бродский.
Двойник секретаря горкома

Человека, который бы внешне напоминал Наума Гуревича искали долго. На эту роль пробовались несколько десятков актеров. Но большинство из них не имели пронзительного умного взгляда, каким обладал Гуревич. Обидеть подлинного героя второсортным актером никто не хотел. Стали искать среди неизвестных актеров. Поисками занялись режиссер картины и его ассистент Леонид Мак. Именно они отыскал поэта Бродского, увидев в нем точную копию Гуревича.

Лысенко и Мак перерыли весь актерский отдел «Ленфильма», сравнивая петербургских актеров с Гуревичем. Разглядывая фотографии секретаря горкома, Леонид Мак вспомнил о петербургском поэте Иосифе Бродском. Недавно тот был амнистирован из Архангельской ссылки и теперь находился в Ленинграде.

Три дня понадобилось Маку, чтобы разыскать Бродского в трущобах питерских коммуналок. Он уже был знаменитостью на Западе, его навещали иностранные журналисты, но гонораров на жизнь не хватало. Несмотря на морозы, поэту оказалось не в чем идти на встречу с режиссером – все, что у него было – это весенний плащ, и светлая обувь, тонкая не по сезону. Пошел, в чем смог. Режиссер картины Вадим Лысенко сразу понял, что у того нет денег, поэтому столь похожий на Гуревича человек, с радостью согласится подзаработать на съемках, какую бы роль ему не предложили. И, тем самым, поправит свое материальное положение.

Однако, для начала Бродский попросил почитать сценарий. Ознакомился с ним, вчитался в роль и, убедившись, что она не слишком заидеологизирована, согласился.

Мало ли Бродских на свете!

Бродский с радостью уехал из холодного Питера в Одессу. С ним подписали контракт на три месяца, оплатили номер в одной из лучших одесских гостиниц и выписали весьма солидный гонорар. Бродский был в восторге! Правда, было одно условие – никому не рассказывать, что он тот самый диссидент, который недавно вернулся из ссылки. «Ну, мало ли на свете Бродских! – вещал режиссер картины Вадим Лысенко. – Это – студент театрального вуза, и это его первая роль!».

Гримерам работать с Бродским практически не пришлось. Его обрили и показали фронтовикам, с которыми Гуревич провел несколько лет на обороне Одессы. Те ахнули. Кое-кто пожал Бродскому руку, назвав того Наумом Гуревичем.

- Сходство стопроцентное! – кричали фронтовики, обнимая диссидента Бродского.
Бродский с радостью уехал из холодного Питера в Одессу. С ним подписали контракт на три месяца, оплатили номер в одной из лучших одесских гостиниц и выписали весьма солидный гонорар. Бродский был в восторге! Правда, было одно условие – никому не рассказывать, что он тот самый диссидент, который недавно вернулся из ссылки.
Пробы к фильму "Поезд в далёкий август"
Уволить Бродского

Кинематографисты были в ударе. Всего за пару месяцев они сняли основные кадры: прибытие героев обороны в город, их встреча с одесситами тридцать лет спустя, и заседание штаба обороны с участием Бродскогои Армена Джигарханяна, воссоздавшего образ разведчика. Неожиданно раздался звонок из Киева: срочно прибыть с отснятыми материалами в Госкино!

Кинематографистам дали несколько дней на то, чтобы отснять заново с другим актером все кадры, где запечатлен Бродский. Причина была названа всего одна – диссидент, ненавидящий Россию и пишущий о ней пасквили не может играть секретаря горкома партии Наума Гуревича.

Режиссер фильма Вадим Лысенко отстаивал кандидатуру Бродского как мог. Главный упор делал на отсутствие декораций, в которых велись съемки с Бродским. Но на чиновников от кинематографии это не возымело действия. Вадиму Лысенко дали понять, если тот откажется вводить в фильм другого актера, картину закроют. Не мог помочь отстоять диссидентского поэта и директор Одесской киностудии Геннадий Збандут. Ему пришлось давать письменное распоряжение Лысенко уволить с картины Иосифа Бродского и переснять необходимые кадры.

На съемках, Бродского заменил актер товстоноговской труппы Сергей Тартышников. Он и в самом деле был похож с Бродским. А вот на средних и мелких планах так и остался Иосиф Бродский.
Виновен дважды

Сценарист картины Георгий Поженян долго не вмешивался в скандал. Он, якобы, был занят поисками человека, который донес комитетчикам на Бродского. Найти так и не смог. Поэтому для себя и друзей так сформулировал причины, по которым могли уволить Бродского из фильма. Их было две. Антисемитизм, который тогда в СССР осуждали, на самом деле процветал. Исходя из этого, Бродский был не просто диссидентом, он был евреем, игравшим еврея! А по понятиям советской верхушки ни один первый секретарь горкома не мог быть евреем. Поэтому в кинорассказе о секретаре горкома Науме Гуревиче чиновники от кино стремились избежать «двойного еврейства». Съемочной группе версия увольнения Иосифа Бродского показалась правдоподобной и на какое-то время об инциденте забыли.

В декабре 1971 года фильм «Поезд в далекий август» был закончен, а в 1972-м вышел на экраны страны. В титрах фамилия Бродского отсутствовала. В том же году его выслали из СССР под угрозой вторичного заключения.

Мужские разборки

Никто не догадывался, что тем самым человеком, приложившим руку к увольнению Бродского из картины был…Георгий Поженян. Об этом он рассказал сам, сразу после премьеры фильма в 1972 году.

Причина была в скверном характере Бродского. И Поженяна. Когда поэта брали на роль, одним из обязательных условий его съемки в картине была короткая стрижка «ежик». В первые дни съемок Бродский с легкостью сбрил рыжую шевелюру. Но было очевидно, что за два месяца съемки фильма не подойдут к концу. В этом случае, поэту не менее полугода придется рассекать улицы Одессы с нереспектабельным «ежиком» на голове. А тут еще роман вышел. Бродский, как мальчишка, влюбился. А молодая одесситка испытывала отвращение к бритой голове поэта. Однажды она поставила перед ним условие – либо ты растишь волосы, либо мы расстаемся. Бродский выбрал первое.

Первоначально администрация фильма пошла ему навстречу. На голову поэта изготовили «лысый» парик, но во время просмотра снятых эпизодов стало совершенно понятно, что парик топорщится на могучей голове поэта, и больше напоминает резиновую шапочку. Судьба целого фильма уперлась в обросшую рыжими волосами голову Бродского.

Побывавший на съемках Поженян пришел в ужас! Он поставил вопрос ребром – либо лысая голова, либо увольнение из картины! Бродский выбрал увольнение. Поженян позвонил в Госкино, где в тот же день собралась комиссия и уволила поэта с картины, как неблагонадежного. А Бродский на другой день после разговора с Поженяном отбыл в Ленинград, забыв фотографию в полной форме летчика «люфтваффе» времен Второй мировой войны. Видимо, он нашел эту форму среди реквизита на одесской киностудии. На обороте написано характерным почерком Бродского: «Gott mit Rejn». Надо добавить только, что это парафаз надписи на пряжках ремней немецких солдат: «Gott mit uns» - «С нами Бог».

Татьяна РОМАШЕНКОВА

"Чем выше культура, — тем глубже удовлетворены потребности людей, тем менее препятствий к дальнейшему развитию потребностей человека…"
Максим Горький
Писатель
"Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека."
Дмитрий Лихачёв
Академик
"Мерило народа - не то, каков он есть, а что он считает прекрасным и истинным"
Фёдор Достоевский
Писатель