культура

Сергей Чиграков: "Я последний романтик русского рока"

Прославленный музыкант собрал свою группу
по объявлению в журнале «Юный натуралист»
Многое пришлось пережить Сергею Чигракову, прежде чем он стал тем знаменитым музыкантом по имени Чиж, которого знает сегодня каждый. Работал учителем музыки, играл на свадьбах и в ресторанах, колесил по провинции, пока в начале девяностых при поддержке Бориса Гребенщикова не переехал в Петербург.
- Из провинции мне запомнился Харьков. Там я успел дать больше сотни концертов, заработал на телевизор, холодильник и некоторые другие вещи. У меня в Харькове даже постоянного жилья не было, все по друзьям, по чужим квартирам. Плюс еще ребенок появился... А жить на что-то надо. И я пошел играть на свадьбы. Зарабатывал по-разному. Бывали случаи, когда за выступление давали банку огурцов и говорили: «Все, ребята. Спели, а теперь валите отсюда». Два года играл, потом думаю: «Что же я делаю?! Жизнь-то проходит».

В 1993 году я приехал в Петербург. Записал первую сольную пластинку. И она пошла! Месяц спустя собрал постоянную группу «Чиж & Co», причем весьма оригинальным способом. По объявлению. Разослал кучу писем во все журналы, включая «Юный натуралист» и «Техника - молодежи». Объявление, как сейчас помню, было следующего содержания: «Я - молодой, красивый, умею играть на гитаре. Если ты тоже молодой, красивый и умеешь играть на гитаре, пиши». И адрес. Как ни странно, нашлись люди, которые на этот текст отозвались, часть из них вы теперь можете лицезреть вместе со мной на сцене.

«Я - молодой, красивый, умею играть на гитаре. Если ты тоже молодой, красивый и умеешь играть на гитаре, пиши». И адрес. Как ни странно, нашлись люди, которые на этот текст отозвались, часть из них вы теперь можете лицезреть вместе со мной на сцене.
- У вас сохранились хорошие отношения с Гребенщиковым?

- Я дружу с группой «Аквариум»… С Максом Леонидовым дружу, с Сергеем Галаниным, с «ДДТ», с Дмитрием Ревякиным, с Костей Кинчевым... Но дружба коллективами не подразумевает ночных звонков. Я не могу позвонить ночью Гребенщикову и сказать: «БГ, мне плохо, помоги!», и он мне не ответит: «Серега, быстро приезжай! ». Но в Петербурге есть люди, с которыми я дружу по-настоящему... Да, я последний романтик русского рока. Только сейчас это никому не надо: ни Серебряный век, ни атмосфера того времени: женщины в шляпках, Есенин, Маяковский.

- Желания написать песню на стихи Есенина никогда не возникало?

- Пытался. Ничего не получилось! После того, как я услышал Александра Градского, его песни на стихи Поля Элюара, я поставил крест на себе и сказал: молчи. Настолько мне понравился Градский!

- Сейчас кого слушаете?

- С тех пор как вышла первая пластинка «сплинов» - «Пыльная быль», у меня голову снесло от восторга! Так и слушаю Сашку Васильева, смотрю на него, как кролик на удава, открыв рот, и понимаю: это и есть круто, не то что: «Она не вышла замуж за хромого еврея». При этом совершенно не могу ходить на его концерты, потому что стою за сценой и переживаю, как за себя…
- В рок-среде у вас репутация большого любителя женщин.

- О, женщины! Мне нравятся настоящие барышни: в шляпках и длинных платьях. И чем более закрытое платье, тем больше желание узнать, что под ним прячется. Моя нынешняя жена очень женственная. Как и две предыдущие. При этом совершенно не выношу, когда женщины уподобляются мужчинам, превращаясь в бесполых существ в коротких майках и джинсах, из-под которых видно нижнее белье. Таким женщинам не хочется дарить цветы и делать подарки.

- Вы часто дарите жене цветы?

- Раз в неделю - точно! Хотя, в идеале женщина должна получать цветы раз в два дня…

- Почему не каждый день?

- Каждый день - неправильно, потому что предыдущие еще не успели завянуть, - это во-первых. А во-вторых, цветы начинают обесцениваться: «Ах, опять цветы принес. Кинь их в угол!».

- Ваша жена работает?

- Не для того женщины на свет появились, чтобы ходить на работу! Женщина должна вести домашнее хозяйство, смотреть за детьми, создавать уют. А вот мужик должен обеспечивать семью, нести деньги в дом.

- Это не помешало вам расстаться с предыдущими женами.

- Наверное, я так и не повзрослел до конца, раз смог оставить предыдущих жен. Но чувство вины моей безгранично, и я об этом помню всегда. Недостойно мужчины бросать жену с ребенком. Можно было не показывать вида, что любовь прошла, и сохранить семью. Ведь счастье не только в любви. Можно оставаться друзьями и жить вместе, как самые близкие родственники, без которых уже невозможно обойтись. Я этого сделать не смог, поэтому считаю себя предателем, осознавая, какую подлость я совершил. Каждый раз я уходил сам, и от этого еще хуже. Наверное, чувство вины перед ними будет преследовать всю жизнь. Выходит, я был ответственен за их судьбы лишь до того момента, пока мне было это удобно.

- Но дети гордятся вами?

- Сейчас другие герои. А я, как музыкант, детям не интересен. К тому же я не очень хороший отец, иногда, правда, пытаюсь брови нахмурить и даже говорю, что иду за ремнем, но заняться воспитанием вплотную никогда не получалось.

- Вы же были учителем в школе.

- Да, учителем музыки. Но у меня были не совсем обычные уроки. Уже тогда я играл рок, поэтому музыку мы на уроках слушали разную. Иногда я отходил от программы и посвящал урок творчеству какой-нибудь западной команды, кому было интересно - слушал. После этого пошли от девчонок записочки, типа, давай встретимся… я же был самым молодым учителем в школе.

- Чем занимается ваша старшая дочь?

- Учится в седьмом классе музыкальной школы. Будет пианисткой, а потом, может, выйдет замуж и сядет дома. Она у меня настоящая красавица: кареглазая со светлыми волосами! Когда дочь приходит на концерт, у меня начинается непонятное, хорошее отцовское волнение: я боюсь показаться неловким, не так повернуться, неправильно взять ноту. Это можно сравнить только со сдачей госэкзамена.

Татьяна РОМАШЕНКОВА
Фото автора

Сергей Чиграков
музыкант, солист группы "ЧИЖ"
Сергей Чиграков - легенда русского рока, музыкант, Его имя навсегда вошло в историю отечественного рока наряду с именами Вячеслава Бутусова, Константина Кинчева и Бориса Гребенщикова. Его песни «О любви», «Фантом», «Вечная молодость» навсегда останутся в анналах сегодня российской рок-музыки.