судьба человека

Пенсионер поселился в "Эрмитаже"

Константин Екшибаров скопировал 428 плотен великих мастеров, но так и ни разу не побывал за границей
Кто-то в свободное от работы время играет в бильярд, кто-то раскладывает пасьянс, кто-то отдыхает иначе. Житель города Чудова Новгородской области Константин Сергеевич Екшибаров в свои 80 лет предпочитает писать картины. В 1943 году на фронте он увидел истоптанное солдатскими сапогами полотно Антуана Пети и решил посвятить свою жизнь созданию копий картин великих мастеров – из собраний Эрмитажа, Лувра, Прадо, Третьяковской галереи. Специально для них выстроил двухэтажный деревянный дом, в котором теперь живут его 428 полотен.
Музей в огороде

На самой окраине города Чудова в небольшом деревянном доме живет Константин Сергеевич с женой Анной Васильевной. Все свое время супруги отдают работе над музеем, а редкие минуты отдыха проводят на огороде, среди яблонь и картофеля.

Дом Екшибарова не похож на шикарные особняки новых русских. В наспех сколоченной пристройке к дому художник разместил один из залов картинной галереи. Чтобы обезопасить картины от сырости, большую часть полотен копиист выставил на верхнем этаже, а сам с женой и кошкой ютится внизу. Узкая скрипучая лестница ведет из прихожей в мир искусства.

Восьмидесятилетний художник оборудовал под картины 15 залов. По одному залу Екшибаров отдал русским, венецианским, голландским и фламандским живописцам, два зала отведены «французам», еще три комнаты и отдельная галерея - «итальянцам». Собственных работ Константин Сергеевич почти не пишет. И объясняет это тем, что он - «только любитель».

- Я не учился живописи ни одного дня, - признается Екшибаров. По образованию он медик - токсиколог. До сих пор художник не имеет права разглашать тему своей кандидатской диссертации и выезжать за границу. На те деньги, которые ему платили за вредность в Институте токсикологии, Константин Сергеевич построил свой музей. - За всю жизнь мне так и не довелось побывать за границей, поэтому приходится делать копии с репродукций. Жаль, конечно, потому что хотелось бы оценить, насколько точно выполнены мои картины.

«Модернистов не люблю! С Тицианом подружился»

- Мое увлечение живописью появилось в девятом классе, но потом началась война, пришлось идти на фронт фельдшером, - продолжает художник. - Только на третьем курсе Военно-медицинской академии я снова взялся за кисть, но учиться живописи профессионально было уже поздно. И тогда я решил: лучше быть отличным копиистом, чем посредственным художником. Моя первая картина давалась очень непросто, переписывал полотно несколько раз и только несколько лет назад смог дописать ее до конца.

Классику живописи Константин Сергеевич знает досконально, включая подробные биографии художников. Конечно, есть у него свои пристрастия и антипатии. Екшибаров терпеть не может модернистов. А вот Тициана боготворит. С Рембрандтом долгое время не мог «подружиться». Хотя впоследствии понял и его.

- Копия тоже может быть искусством, только ее надо хорошо выполнить, - считает пенсионер. - Я стараюсь не отступать от оригинала, хотя иногда вижу, что пропорции тела не соблюдены. Но если художник так нарисовал, зачем же мне исправлять?! Они мастера, а я простой любитель.

"Я стараюсь не отступать от оригинала, хотя иногда вижу, что пропорции тела не соблюдены. Но если художник так нарисовал, зачем же мне исправлять?! Они мастера, а я простой любитель".

Эти работы не продаются
За шестьдесят лет работы Екшибаров ни разу не пытался продать свои полотна, хотя желающих купить или заказать у него копии было много. Но художник даже не интересовался, сколько он сможет выручить за картину. Не так давно дом несговорчивого копииста даже попытались ограбить. Но милиция приехала вовремя, правда, задержать грабителей так и не смогла.
Это была не единственная попытка завладеть картинами художника. Когда Константин Сергеевич только начинал заниматься живописью, прошла его первая выставка. После нее у копииста начались неприятности.

- В то время я работал старшим научным сотрудником в Институте токсикологии, - рассказывает Екшибаров. - Заведующий лабораторией привязался ко мне: «Так мол и так, подари картину, я ее на выставке видел». А я ни в какую - не подарю, не продам, хоть что со мной делай! В итоге перевели в младшие научные сотрудники. С тех пор принимать участие в выставках охота отпала.

Портрет жены художника

Главная тема картин Екшибарова - женщины. Сикстинская Мадонна, Наталья Гончарова, Екатерина Великая, полнотелые красавицы Рубенса и Тициана вдохновили художника на создание копий.

- Зачем я буду мужчин рисовать, если мне нравятся красивые женщины? - признается Константин Сергеевич. - Моя супруга Анна Васильевна понимает, что мне симпатичны красавицы, и держится в тонусе.

В этом году Екшибаровы справили золотую свадьбу, но за 50 лет Константин Сергеевич всего единожды писал портрет Анны Васильевны.

- Моя жена всегда была красавицей, но мастерства самому нарисовать ее портрет никогда не хватало. Но с Анечкой я всегда советовался, за какую картину браться. В этом смысле она мой главный советчик и помощник.

Анна Васильевна не только помогает мужу, но и является хранителем музейных фондов семьи Екшибаровых, бережно вытирает пыль с картин и следит за поддержанием температурного режима. Специально для любимой жены Константин Сергеевич создал «женскую комнату», в которой Анна Васильевна любит проводить время в компании с императрицами Екатериной II, Елизаветой Петровной и Жозефиной.

В ближайших планах художника - создание зала немецкой живописи и размещение в нем около сотни картин, которые до сих пор хранятся в рулонах. И еще, Екшибаров лелеет надежду, что когда-нибудь его музей посетит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и оценит его полотна.

Татьяна РОМАШЕНКОВА
фото Замира Усманова

Константин Екшибаров
токсиколог, копиист
После войны увлекся копированием картин художников, находящихся в собрании Прадо, Лувра... При этом никогда не был за границей. Всю жизнь мечтал сравнить свои копии с оригиналами Рубенса, Тициана, но поскольку был "невыездным", так ни разу и не увидел оригинала Сикстинской Мадонны.