культура

Художник
Николай Данилевский, потомок А.С.Пушкина.
Превратности судьбы

Николай Сергеевич Данилевский, петербургский художник и декоратор родился в Ленинграде в 1965 году, в семье геологов, на первый взгляд обычных советских интеллигентов, ни чем не отличающихся от других рядовых ленинградцев. Была у Данилевских странная традиция, заведенная с давних времен, называть мальчиков всего тремя именами: Александр, Сергей и Николай. О своей родословной в семье все знали, но никак это не афишировали.
При большевиках тому поколению семьи пришлось не сладко. Прабабушка Николая, Софья Николаевна, внучка Александра Александровича Пушкина - сына Александра Сергеевича Пушкина и дочь племянника ГоголяНиколая Быкова, в замужестве Данилевская, во время революции осталась с пятью детьми на руках в Полтаве одна, почти без средств, в полной растерянности - что же с ними будет дальше. И вот, однажды к ним в дом вбежал Владимир Галактионович Короленко, и настоятельно рекомендовал подарить что-то новой власти, иначе их расстреляют.

Софья Николаевна передала в дар молодой республике часы Пушкина, которые в час смерти поэта были остановлены рукой Жуковского, и вещи Николая Гоголя: портфель с рукописями и книги на иностранных языках из библиотеки писателя. Часы ныне хранятся в Петербурге в музее-квартире А.С.Пушкина на Мойке,12, а архив Гоголя, к большому сожалению, сгорел в Полтавском музее во время Великой отечественной войны. Так, благодаря этому жесту доброй воли, потомки Александра Сергеевича Пушкина по ветви Данилевских остались «нетронутыми» в советской властью. Часть из них продолжала жить в Полтаве, часть оказалась в Москве, часть в Петрограде (Ленинграде). Что примечательно, в Полтаве можно было открыто говорить о своем прошлом, в Москве - шепотом на кухне, в Ленинграде, предпочитали вовсе молчать. Данилевских нельзя было назвать диссидентами, противостояния с советской властью не было, относились к ней индифферентно. Старались просто жить. Все Данилевские занимались естественными науками. Жили более чем скромно.

Дед героя нашего повествования - Николая Данилевского, Александр Сергеевич Данилевский, хорошо рисовал и мечтал стать художником, но, увы, был дальтоником, от карьеры художника пришлось отказаться, он отдал себя целиком и полностью науке. Он был известным в мире советским энтомологом, один из основоположников теории фотопериодизма насекомых, деканом биологического факультета Ленинградского государственного университета. Николай с большим удовольствием вспоминает, как любил рассматривать лежавшие на столе коллекции насекомых и энтомологические препараты. С детства, как и дед, Коля любил рисовать и делал большие успехи в этом деле, но в художественной школе ему учиться не довелось, так получилось. По окончании средней школы Николай пытался поступить в медицинский институт, попытка не увенчалась успехом, поработав некоторое время на заводе слесарем, юноша пополнил ряды Советской армии. В армии оформлял стенды наглядной агитации, т.е. был оформителем - достаточно престижное по тем временам занятие. Вернувшись в Ленинград, он поступил в Лесотехническую Академию им. С.М.Кирова, откуда через полтора года был отчислен, вместе с веселой компанией других студентов. Это было время начала Перестройки. «В то время в Ленинграде, если ты не художник и не музыкант, то тебя как бы и нет» - вспоминает Данилевский. Его тянуло в этот мир художественно-музыкальной среды, ему хотелось, во что бы то ни стало стать художником. Мать всячески поддерживала в этом стремлении – у нее были друзья-художники, ей нравился стиль творческой жизни, отец же считал профессию художника не серьезной и стремления сына не поощрял. Просто так поступить в художественное учебное заведение в СССР было не реально, обязательно нужно было начальное художественное образование или серьезная предварительная подготовка, на крайний случай блат, не имея блата и СХШ за плечами, Николай готовился к поступлению самостоятельно. В Советском союзе все молодые и немолодые люди обязаны были быть трудоустроены. Данилевский сменил ряд рабочих специальностей характерных для людей творческих профессий (дворник, столяр и пр.), которые в свободное от работы время позволяли ему не только подготовиться к поступлению в училище, но и заниматься музыкой, и восточными единоборствами самостоятельно.

Николай Данилевский (стоит) с друзьями в «Литературном кафе» Невский пр. 18
Софья Николаевна передала в дар молодой республике часы Пушкина, которые в час смерти поэта были остановлены рукой Жуковского, и вещи Николая Гоголя: портфель с рукописями и книги на иностранных языках из библиотеки писателя. Часы ныне хранятся в Петербурге в музее-квартире А.С.Пушкина на Мойке,12, а архив Гоголя, к большому сожалению, сгорел в Полтавском музее во время Великой отечественной войны.
Однажды, по совету приятеля он пришел к директору художественного училища им. В.А.Серова Сергею Алексеевичу Кирпичеву и сказал, что хочет устроиться работать столяром. На вопрос, почему вдруг у молодого человека возникло такое желание, ответил честно – хочу здесь учиться и стать художником. За год работы столяром в училище Николай посещал занятия вольнослушателем и в следующем, 1989 году поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, а в 1993 году с красным дипломом закончил - Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К.Рериха. Получил специальность «Художник-оформитель», которая, с появлением компьютерных дизайнерских программ, перестала существовать буквально через несколько лет. Не смотря на красный диплом, направления для поступления в СПбГАИЖСА им. И.Е.Репина Данилевский не получил, равно как и распределения на трехгодичную отработку диплома, эти советские «привилегии» канули в Лету вместе с самим Союзом. Вот такие парадоксы истории и превратности судьбы. Город и учебное заведение сменили свое название, профессия исчезла вместе с «льготами», да и сама страна стала совершенно другой – рожденный в СССР, оказался в России. Но, не смотря на это, конец 80х начало 90х ХХ века, оказались знаковыми для нашего героя.

Во-первых, удалось не только получить высококачественное художественное академическое образование, но и благодаря уникальной библиотеке училища, в которой наряду с академическими томами, находились книги по европейскому современному искусству, он узнал о совершенно другом новом изобразительном искусстве, не похожем на соцреализм, почувствовать себя свободным художником, ищущим свое собственное лицо, свой почерк. В «Серова» был сильный преподавательский состав, многие из педагогов уже успели принять участие в зарубежных выставках. Среди них были и представители ленинградского андеграунда – Сергей Дебежев, Николай Сажин. В стенах училища летал Дух свободы. В 1990 году, директор училища, уже упоминаемый ранее, Сергей Кирпичев, устроил студенческую выставку, чего еще некоторое время назад нельзя было представить (проводились только семестровые просмотры).Сергей Алексеевич был замечательным директором и справедливым человеком, хотя, конечно же, находились недовольные им, особенно когда имя Виктора Цоя стало культовым и факт его учебы в училище с последующим отчислением обнародован.

Не смотря на отсутствие направления из училища, Николай поступает в СПбГАИЖСА им. И.Е.Репина на графический факультет, но проучившись там полтора года (история повторилась), Данилевский покидает вуз, не выдержав отсутствия творческой свободы, которая была в ЛХУ. В это время ему неожиданно поступило предложение от одной из экспериментальных художественных школ Петербурга (где он успешно преподает основы композиции вот уже 25 лет). Примерно в это же время он становится основоположником «Петербургской школы фантастического реализма», участвует в выставках творческого объединения «Старый Город». Преподает в СПбХУ им. В.А. Сероваграфический дизайн, шрифт и печатную графику. Работает над собственным направлением в искусстве, разрабатывает собственную авторскую технику абстрактно-реалистической живописи, одним словом насыщенная творческая жизнь состоявшегося художника.

Обложка журнала "Soviet Life" январь 1987 года разворот.
Во-вторых, наконец-то можно было говорить о своем происхождении и встретиться с зарубежными родственниками. После падения «Железного занавеса» на западе появился большой интерес ко всему русскому и потомкам известных русских родов, в частности.

В 1987 году из Москвы приехала журналистка Иветта Князева из журнала «Soviet Life». Ей поручили взять интервью у потомков Пушкина, вместе с нею прибыл знаменитый советский фотограф Всеволод Тарасевич. Родственники уговаривали Николая при встрече с нею, не вдаваться в подробности, т.к. серьезно полагали, что она сотрудник КГБ. Ответы на вопросы были расплывчатые, но статья получилась достаточно объемной, на несколько разворотов. Благодаря именно этой статье европейские потомки Пушкина вспомнили, что в России остались родственники и с помощью князя Георгия Владимировича Галицына вышли на Николая Данилевского. Князь с группой потомков русской аристократии приехал в Петербург из Великобритании и пригласил нашего героя в гостиницу «Европейская», где до этого Николаю бывать не приходилось. Встреча состоялась в номере князя. Проходила один на один, Данилевскому казалось, что вот-вот откроется дверь и войдет сотрудник КГБ. Говорили много и долго: о значимости русской культуры в мире, о роде Пушкиных, о предках и их потомках. Оказывается, на Западе многие потомки поэта даже не догадывались о существовании потомков в России. Благодаря состоявшемуся знакомству с князем, Николай с братом Александром летом 1991 года впервые попадают в Лондон. Вызов прислала герцогиня Наталия Вестминстерскаяпрапраправнучка Пушкина. У Николая возникли некоторые проблемы с выездом из страны, и только при содействии С.М.Некрасова, директора Всероссийского музея А.С.Пушкина, братьям удалось покинуть ее приделы. В Лондоне для Данилевских было все необычно и удивительно. Это был совсем другой мир. Со стороны британских родственников интерес к России, и ее культуре был огромен. Удалось встретиться со всеми потомками Пушкина, жившими в Британии. Герцогиня помогла Николаю «пристроить» на выставку картины, которые он взял собой, а потом и продать их. Братья посещали занятия по восточным единоборствам, они стали первыми русскими в Лондоне, которые реализовались в этом направлении, вступили в Ассоциацию современных боевых искусств Великобритании. Эта поездка не только культурно и духовно обогатила Данилевских, но и позволила заработать денег, которых хватило Николаю на завершение учебы в художественном училище (холсты, краски, кисти и пр. студентам приходилось приобретать самим) и безбедное существование семье.

Впоследствии потомки Пушкина неоднократно приезжали в Россию, не только из Британии, но и из Бельгии, и Франции.

Николай с улыбкой вспоминает приезд французских родственников в Москву, когда им показывали Красную площадь, тетушка Татьяна Владимировна Дурновоспросила, указывая на мавзолей Ленина: «Что это такое?». Ей ответили: «Это мавзолей, там лежит Ленин». «Какой ужас! Он же уже протух!» - закричала он на всю площадь.

Распад Советского союза не только позволил встретиться и общаться потомкам Александра Сергеевича Пушкина, но и исполнить последнюю волю одного из членов этой великой династии - Александры Гамильтон, герцогини Аберкорнской. Она умерла 9 декабря 1918 года, по желанию покойной прах был разделён на две части и захоронен, часть на родине в Ирландии, вторая часть в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Церемония (панихида) и захоронение прошли 13 октября 1919 года. На ней присутствовали представители британской и петербургской ветви потомков поэта.

О предках Пушкина написано много книг, снято достаточно фильмов. Их история продолжается, так же, как продолжается история нашего сегодняшнего героя - Николая Сергеевича Данилевского, художника и дизайнера, педагога и просто интересного собеседника.

Любовь Злобина
фото из архива Николая Данилевского


Вертикальное фото: открытие выставки «Закрыв глаза» в музее Достоевского. С 10 по 24 октября 2017 года.
Наталья Викторовна Чернова-Герман. Сотрудник музея Ф.М.Достоевского. Михаил Юрьевич Герман. (сидит)
Николай Сергеевич Данилевский.

Верхнее горизонтальное фото: Николай Данилевский в парке возле места дуэли А.С. Пушкина. лето 1986 года.

Нижнее горизонтальное фото: Николай Данилевский в мастерской. 2017 год.
Николай Дпнилевский,
художник
Лауреат 1998 года городского конкурса педагогических достижений, раздел «новые технологии в общем и профессиональном образовании». Преподаватель высшей категории. Один из авторов программы, «Обретение», раздел «Графический дизайн» (гранд президента России за внедрение инновационных технологий в рамках национального проекта, «Образование»).
Работал художником-декоратором в театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского, театре Юных Зрителей им. А.А. Брянцева, Государственном Молодежном театре на Фонтанке и в других театрах Санкт-Петербурга. Исполнил ряд работ для фильма Нико фон Глазова «Пираты Эдельвейса» и Алексея Германа «Трудно быть богом».
Основоположник «Петербургской школы фантастического реализма».
Принимал участие в выставках творческого объединения «Старый Город».
Постоянный член «Международной ассоциации художников-потомков дворянских родов».
Работы художника находятся как в российских, так и зарубежных собраниях, корпоративных и частных коллекциях, в музеях России и Европы. Участник международных и российских выставок. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
"Чем выше культура, — тем глубже удовлетворены потребности людей, тем менее препятствий к дальнейшему развитию потребностей человека…"
Максим Горький
Писатель
"Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека."
Дмитрий Лихачёв
Академик
"Мерило народа - не то, каков он есть, а что он считает прекрасным и истинным"
Фёдор Достоевский
Писатель