культура

Пётр Рейхет - модный русский

Заказать портрет Рейхету – честь для многих королевских домов и высшего духовенства
Петр Рейхет – очень модный русский. Заказать ему портрет – честь для многих королевских домов и высшего духовенства. Датчане, узнав о петербургском скульпторе, забросали Рейхета всевозможными проектами, одним из которых является создание фонтанной площади в центре Орхуса - второго по величине города Дании. Датская королевская семья, чтобы не отстать от моды, так же поспешила воспользоваться талантом русского художника, заказав мастеру портрет наследного принца.
Мое лучшее произведение – скульптура «Депутат Балтики». Я ее сделал, что называется, без единого гвоздя - из 450 пластиковых бутылок из-под пива «Балтика», - рассказывает Пётр. - Пил несколько месяцев и собирал бутылки. Высота изваяния почти три метра, в свое время, она выставлялась в петербургском Манеже. Потом встала проблема с хранением: скульптура занимала слишком много места, и я решил продать ее пивной компании «Балтика». В Комитете по культуре, узнал адрес Боллоева, написал ему письма: так мол итак, есть, дескать, такая скульптура – купите, вам понравится. Но Баллоев так и не ответил. Хранить мне ее было негде. В итоге, я ее распилил, погрузил в грузовик и вывез на помойку.

Если бы сейчас Боллоев обратился с просьбой повторить скульптуру?

Сделал бы! Только пусть бутылок пустых зашлет, я столько больше не выпью. И что обидно: попросил бы Боллоев скульптуру в подарок, - я бы отдал! Поставил бы у себя на заводе в холле – гармония была бы! Если даст бутылок, я ему за четыре дня сделаю.

Говорят, ваша скульптура «Озверевший паровоз» для Орхуса, тоже была не маленькая…

Две с половиной тонны бронзы! Как и все нормальные художники, разработав оригинальную идею будущего памятника, я с чертежами паровоза отправился в литейную мастерскую, в надежде заполучить озверевшего друга не только на бумаге, но и в бронзе. Дав ЦУ рабочим, со спокойной совестью пошел на поиски новых проектов, оставив русских умельцев наедине с творением. Мне и в голову не могло придти, что литейщики задумают «выпрямить» паровоз, спланированный со значительными изгибами.

Они усовершенствовать вашу идею?!

«Все паровозы должны быть прямые! Это художник криво нарисовал, а мы всё исправим» - сказал придурок, зашедший навестить внука в мастерской. Не долго думая, ваятели взялись за «исправление» оригинальной идеи, положив на это уйму сил, денег и времени. Самое главное, этот дед не имел никакого отношения ни к художникам, ни к литейщикам! Просто – зашел, сказал и… переделал! А если ещё учесть, что на это ушла не одна неделя работы, уйма бронзы и сил, то остаётся только подивиться способности русского народа ценить прекрасное и страдать за идею.

Интересно, какими словами вы встретили новость об изменение облика паровоза?

Какими к чёрту словами: я чуть инфаркт не заработал! Я их спрашиваю: Зачем вы это сделали? – «А дед сказал, что паровоз должен быть прямой» - Все детали состыковывались? – «Состыковывались…» - Так зачем вы стали их выпрямлять? – «Потому что дед сказал, что паровоз должен быть прямой!». И всё, хоть что делай, но «дед сказал…». У самих же правило: чтобы не было п…жу, делай всё по чертежу! Не даром, паровоз - символ фаллоса, так они ему эрекции решили добавить, балбесы. Так ничего исправлять не стали, поставили как есть!

Вы до сих пор общаетесь с этими мастерами?

Из-за них я литейную мастерскую конкуренту продал – пусть ему проблемы создают. У нас в стране от частного литейного бизнеса одни убытки. Чтобы дело стало приносить прибыль, грамотный менеджер нужен, а у меня нет на это времени.

Платят не за вложения, а за идею. Самое главное, чтобы мне это не в лом было, а придурки, готовые заплатить за искусство всегда найдутся.
А что стало с паровозом?

Когда паровоз был готов, я заручился копиями, подтверждающими художественную ценность скульптуры и поехал в порт, с непреодолимым желанием привезти его в Данию. Но не тут-то было! Под всевидящим оком петербургских таможенников груз был задержан, а мне – чуть ли не предъявлено обвинение в контрабанде. Кем только не приходилось быть в этой жизни, а вот контрабандистом - впервые! По закону художник имеет право беспошлинно вывозить с собой свое произведение. Но думаю, до меня еще никто ничего подобного не вывозил: две с половиной тонны бронзы! В итоге, таможенники додумались до совершенно бредовой ситуации: они потребовали от меня справку о том, что я не плачу налоги. Объясняю: если я в течении длительного времени уклоняюсь от уплаты налогов, то имею полное право беспрепятственно вывести паровоз заграницу, как заядлый нарушитель закона. Если же я являюсь примерным налогоплательщиком, то обязан уплатить пошлину. Налогов я действительно не платил, поэтому паровоз все-таки вывез. После подобных жизнеутверждающих историй охватывает чувство гордости за нашу родину!

Поэтому вы работаете в Дании?

Я работаю в Дании, потому что там востребован, и у людей есть деньги на покупку произведений искусства.

Сколько стоит заказать у вас портрет?

Смотря кто заказывает. За один сеанс беру около $300. Портрет обходится около $5000. В одной Дании я написал более двухсот картин. Портрет принца Хенрика – мужа датской королевы, портрет Обеля с женой - сигаретных королей Дании. Самая дорогая картина принесла $13000 – она была выполнена для норвежского консульства в Бароссе.

Русские часто обращаются к вам с заказом?

Бывает, конечно… Один чувак у меня уйму портретов заказал, а потом запил. У него квартира – недалеко от Петропавловской крепости. Стены – из малахита, и в каждой комнате по собственному бюсту. Он мне как-то говорит: «Что твои портреты – фигня! А вот бюсты, это на века – х…й выкинешь – они тяжелые!». Я ему пять портретов написал – жены, детей и его самого. Что интересно, позировать он отказался – фотокарточку с паспорта тридцатилетней давности принес. Сейчас он в запое. Такой вот Вася-забулдыга. Когда-то он прорабом работал. Потом на нефтепровод перешел, разбогател, сейчас начинает себя окультуривать, ходить по галереям.

На что сейчас спрос в галереях?

У нас же все галереи авангардом забиты. Но современная абстракция – это повторение старого, к сожалению, это никого не волнует. Это все равно, что в начале прошлого века в каждом доме висела копия с картины Айвазовского или Шишкина. Время всех равняет – сейчас эти картины за $1500 уходят.

Стоимость картины зависит от того, где ее продавать – в галерее или частным образом?

Цена должна быть одна, что в галерее, что в мастерской. Иначе художник себя продешевит и уронит. А когда мало денег – художника ломает. Денег не хватает всегда – то на яхту, то на виллу.

Среди русских художников есть миллионеры?

Есть, но я бы не сказал, что они выделяются среди всех непомерным талантом. Самый большой талант сегодня – это связи и рекомендации. Если найти покупателя в Америке, картину можно продать за $40000. В Москве, художник взял и написал портрет Путина, – это называется за деньги съесть дерьма. Ладно бы ему заказ сделали, а то он от себя лично лизнул. Потом у него половина правительства президентский портрет заказала.

Как вас принимают в Москве?

Как-то был в Москве с выставкой. Ко мне заглянул мой давний приятель – сейчас он главный редактор крупной столичной газеты. Я ему говорю: у тебя ж денег до фига – картину купи, не жмотничай! На что он мне отвечает: «А зачем? У меня в столовой Шишкин висит!».

«Депутат Балтики» был самой эпатажной скульптурой?

Была еще «Русская пицца» - скульптура из пенопласта диаметром в три метра. Зафигачил в нее тридцать бюстов Жириновского, покрасил, разрезал на тридцать кусков и продал в Дании. Мне ж казалось, Жирика во всем мире знают, а оказалось – фигня все! Еще был «Ковер-самолет». Сейчас делаю «Новый ковер-самолет». Затраты небольшие – всего $300, а прибыль – $3000.

И летать будет?

В том-то и дело, что нет! Обычный ковер, сложенный в форму самолета. Платят не за вложения, а за идею. Самое главное, чтобы мне это не в лом было, а придурки, готовые заплатить за искусство всегда найдутся.

Татьяна Корнеева

Пётр Рейхет
Художник
Лауреат Скандинавской премии за 1991 год. Написал более 200 портретов королевской семьи и двора Дании. Работы Петра Рейхета находятся в собраниях Третьяковской галереи, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея искусств Гренен (Дания), Музея современного искусства Арнен (Голландия), Коллекции Королевской семьи Дании, Министерства Культуры России, Союза художников России и многих других.