Приходит один чучельник в гости к другому. Смотрит: вдоль стен стоят чучела животных, и среди них – тело красивой девушки. «А эта как сюда попала?!» – спрашивает таксидермист приятеля… «А она до последнего думала, что я ей просто так улыбаюсь».
Таксидермист Владимир Сухарев – самый известный чучельник России. Его работы находятся в коллекциях именитых охотников, политиков и бизнесменов.
– Сейчас много людей, которые возводят огромные дома и не отказывают себе в строительстве многометровых комнат под охотничьи трофеи, – рассказывает Владимир Сухарев, известный российский мастер-чучельник. – С другой стороны, в такую комнату легко загнать самолет, поэтому, само название «комната» – достаточно условно. Таких клиентов немало и в Америке, и в Европе. Из русских – у Ястржембского большая коллекция, у Сергея Лисовского. Трофейная комната, условно, это 200-500 квадратных метров. В какой-то момент и ее становится мало, – и понеслось новое строительство! Иногда возводится трофейный дом, вмещающий полноценный теннисный корт и двенадцатиметровую скалу, на которой бьются бараны.
– Какая коллекция считается крупной?
– Нет критериев. Есть коллекция, а есть экспозиция. В экспозиции заботятся обоформлении, все экземпляры представлены в единственном числе, они не простовисят на стене, а под них создана соответствующая природная среда. Это уже большепохоже на личный музей природы.
Коллекционеры пытаются собрать коллекцию всех охотничьих зверей, разрешенных к отстрелу. Есть американец иранского происхождения, он постоянно ездит в Таджикистан, в надежде подстрелить рекордного барана Марко-Поло… Подобные желания делают из людей коллекционеров. Серьезно собирают коллекции сейчас несколько десятков людей, у них выстроены большие дома, набитые редкими трофеями, и что самое главное, о любом трофее, коллекционер может рассказать историю его добычи.
– Как ухаживать за чучелами, чтобы не развелись насекомые?
– Естественно, существует проблема порчи: на чучела нападают кожееды, моль… Мы обрабатываем шкуры специальным препаратом, но на всякий случай, нужно проводить профилактическую обработку коллекции. Сейчас в хозяйственных магазинах продаются средства, вплоть, до дымовых шашек. Если большая коллекция, достаточно на выходные дни в доме оставить дымовую шашку… все дымится, и насекомые умирают. Делать эту процедуру лучше всего два-три раза в год, начиная с весны…
– Но своих хозяев чучела пережить могут?
– Все зависит от условий хранения. Им противопоказан яркий солнечный свет, резкие перепады влажности и температуры. Если я поставлю медведя у проезжей части, то через год от чучела останутся воспоминания. Однажды, мы делали чучела для витрины охотничьего магазина, шкуры, обращенные к солнцу, выгорели, а у лисичек завилась шерсть, как у барашков. Но своих владельцев при правильном хранении они переживут запросто.
– Некоторые «охотники» умудряются охотиться на медведя с 200-метровой вышки. Какой интерес, если охотник медведю не доступен?
– Согласен! Но большой медведь очень опасен. Не все готовы один на один и биться с медведем. Я видел обезображенные трупы людей, которые вплотную встретились с медведем, и держал в руках череп медведя, у которого была подстрелена голова, а потом зажита рана. Это был выстрел с двух метров! Медведя мы нашли, а вот что стало с охотником – неизвестно.
Есть звери, обитающие в горах, к ним ближе чем на двести-триста метров не подойти! Люди карабкаются, неделями живут в скалах, чтобы найти животное необходимого трофейного размера: предположим барана с большими рогами, которого бы хотелось заполучить в коллекцию. И здесь меткий выстрел является достойном завершением целой экспедиции.
– Как обстоят дела с хищниками?
– Большинство хищников – охраняемые звери, но существуют места, где на некоторых из них разрешают охотиться – это Африка. К нам привозят африканских львов, леопардов – и это уже не редкость. В принципе, анатомия у всех похожа.
Когда я леплю леопарда, всегда ощупываю себя. Коленки, локти и другие части тела примерно у всех одинаковые.
– Есть другая мотивация для охоты, кроме коллекционирования?
– Вчера ко мне пришел клиент и привез волчицу. Бросил все дела, потратил два месяца, чтобы перебить стаю волков, которая съела его собаку. На воспитание собаки человек потратил пять лет, как на воспитание ребенка. От собаки клочка не осталось. Витоге, человек бросил бизнес, «убил» машину – полтора месяца по лесам, колдобинам. Принес шкуру и сказал: «хочу сделать ковер – буду об него ноги вытирать».
– Просто напрашивается вопрос: кто ваши заказчики?!
– Практически 100% процентов – это охотники.
– А как же владельцы домашних животных – кошек и собак?
– Так сложилось, что от заказов на домашних животных, я отказываюсь, потому что через полгода, когда я сделаю чучело, например, собаки и попрошу за это деньги, у хозяина уже подрастет новое животное.
Более того, он скажет, что у чучела не то выражение глаз, каким оно было при жизни. Сделать просто собаку можно, но сделать родную собаку … пока такие мастера мне неизвестны.
Только человек, который с этой собакой жил, в состоянии это сделать.
– Выходит, чучело – это не точная копия животного?
– Мы можем максимально приблизиться к оригиналу. Несколько лет назад я возил рысь на Чемпионат мира в Америку и взял там третье место.
Чучело всем понравилось, но ведь я его чуть-чуть «оживил» – очеловечил глаза… У таксидермистов звери часто похожи на своего автора, так вот взгляд этой рыси похож на мой, так как себя человек знает больше всего…
Материал, с которым мы работаем позволяет нам придать любое выражение глазам, сделать улыбку, оскал. Но я не хочу эксплуатировать чувство, когдау людей умер практически член семьи. В этот же день он несет мне несчастную собаку в полиэтиленовом пакете и просит сделать чучело. Но через месяц привязанность охладевает…
– И вы никогда не брали заказы на домашних животных?
– Пару раз я был вынужден взять заказ, но по умолчанию его не делал. Что интересно, никто не появлялся в мастерской через полгода, чтобы забрать некогда любимое животное. Хотя в Америке очень часто делают чучела любимых кошек: там есть специальное оборудование, которое высушивает тело. Остается только глазки вставить. По моему разумению – это полный бред, но там бизнес процветает. Они почти ничего не вынимают из животного, и при минусовой температуре в вакууме происходит высушивание влаги. Практически получается мумия. Потом такая сушеная кошечка с выпученными глазами сидит на телевизоре.
– На что существует табу у охотников и таксидермистов?
– Есть поверье, что нельзя убивать журавлей. У меня был клиент, который застрелилдвух журавлей и полностью оправдал поверье. Он умер.
– Как обрабатывается шкура для чучела?
– Так же, как и на шапку, в этом нет ничего сложного: нужны опыт и навык. Но к нам поступают не тушки животных, а шкуры, как правило, уже соленые, чтобы не испортились. Обычно это выглядит так: мне звонит человек: «Я был на охоте, убил леопарда, он еще лежит где-то в Африке». Мы сразу оговариваем, где он будет экспонироваться, в какой позе будет стоять или бежать… Мне высылают его фотографию, и пока шкура еще не дошла до России, я уже создаю композицию из пластилина и показываю клиенту… Когда шкура попадает ко мне, ей присваивается номер с биркой и вешается на ухо. К нам шкуры уже попадают сухими, как вяленая вобла. После этого шкура отмокает в ванной со стиральным порошком и в специальном растворе… Как только шкура готова к работе, мастер начинает подготавливать манекен, делать примерку. Потом чучело передается мастерам, которые заканчивают косметическую отделку чучела. Весь процесс занимает около трех месяцев. В нескольких словах именно так выглядит работа над созданием чучела.
– Вам привозили «тухлых» зверей?
– Привозили, и это большая проблема, потому что из тухлого зверя ничего сделать невозможно. Зверь начинает портиться изнутри, и со шкуры выпадают волосы. А урыси, на один квадратный сантиметр до двенадцати тысяч волосков, вклеить ихобратно не представляется возможным.
– Обычными нитками зашиваете?
– Да. Работаем с теми материалами, которые легко можно купить в магазине: нитки, пластилин, тиски, молоток, электродрель.
– Что самое сложное при работе с чучелом?
– Правильно посадить шкуру! Звери с короткой шерстью более просты в работе, если есть хороший манекен. Оленю достаточно наклеить шкуру на манекен и все. А с рысью уже начинаются проблемы: у них очень сложная анатомия головы: на морде растет шерсть разной фактуры и длины. Малейшее неправильное уложение шкуры очень сильно изменяет внешний облик, выражение, похожесть. Рысь – один из ярких примеров, где выражается умение мастера сделать мимику. В то время, как оформить морду африканской антилопы можно научить каждого.
С птицами сложнее: чтобы хорошо сделать птицу необходимо длительное обучение и талант. Пернатые поступают в замороженном виде, – именно так с ними удобнееработать. Егеря зачастую портят шкуры, хотя и думают, что умеют их обрабатывать.
– Что находится внутри чучела?
– Пенопласт. Он позволяет менять позу, как захочется. Недавно делали лосей (камчатский лось – это огромный зверь, несколько сотен килограммов веса, размах рогов около двух метров). У нас манекен на фигуру есть только один, но каждый заказчик хочет поставить свое чучело в определенную позу. Приходится пенопласт резать на сегменты и составлять в новую позу. Внутри разрезанные части скрепляются тем же пенопластом. Но резать надо со знанием дела: анатомию надо знать!
– А если основу делать не из пенопласта, а из силикона, чтобы чучело быломягким?
– У нас не Голливуд, хотя у моих знакомых уже были такие идеи, но пока это нереально, хотя, может быть, когда-нибудь, именно так все и будет. Конечно, технически можно сделать, чтобы зверь двигался и дышал, но все это очень дорого. Пока таких богатых клиентов у меня нет.
– Чучело человека кто-нибудь заказывал?
– Человека сделать можно, но у меня рука не поднимется, это во-первых, а во-вторых, «заказов пока не было». Но я работал с обезьяной – такие же капиллярныелинии на ладонях, те же ногти…
– Где можно обучиться профессии таксидермиста?
– Специальных вузов пока нет. Я по образованию биолог, но увлечение таксидермией началось гораздо раньше. Отец привозил птиц с охоты, и мама с бабушкой начинали их ощипывать. Мне было их жаль – они были такие красивые: перламутровые головы, разноцветны крылья. Через какое-то время я стал подходить к этому процессу творчески: брал пластилин, вставлял в него перышки, приделывал крылья… И в шестнадцать лет сделал первое чучело. Всякий раз, когда мне в руки попадала новая птица, от волнения и представления, что с ней можно сделать, руки начинали дрожать! Очень долго я не снимал шкур с птиц, а пытался понять, как устроена анатомия. Зато теперь, любую птицу ощущаю как себя.
До сих пор удивляюсь, почему меня не создали птицей, и я не летаю. Примерно так же ощущаю себя и со зверьми: вхожу в их роль, чувствую, когда выполненный манекен противоречит природе.
– Что делать, если медведь, которого вам привезли, был толстым, аманекены только на средний размер?
– Манекен переделывается, как в большую величину, так и в меньшую, но шкуры всегда больше туловища. Потому что шкура – это одежда и после выделки она процентов на двадцать становится больше туловища: поэтому шкуру приходится усаживать, складочки разгонять.
По идее, из шкуры таксы можно сделать дога, и наоборот. Поэтому мы слушаем анатомию и заставляем шкуру ей следовать.
Если медведь был слишком толстым, мы пилим манекен и наращиваем некоторые части, чтобы медведь соответствовал оригиналу.
Что касается зубов и клыков – все пластиковое. Потому что натуральные зубы -многослойный объект – эмаль, пульпа, пустота – все как у людей, и при любомперепаде температуры эмаль начинает трескаться и терять привлекательность.
– Где вы храните шкуры, пока работаете с ними?
– У нас есть так называемые, лежачие морозильные камеры, в которые мы складываемна временное хранение птиц или шкуры и отдельные части животных, которыенеобходимы, чтобы слепить правильно новый манекен.
– Во всех странах развитие таксидермического бизнеса проходит одинаково?
– Технология примерно одинакова, уровень знаний – разный. Раз в два года среди таксидермистов проводится чемпионат мира: на него мы ездим либо участвовать, либо общаться… Я принимал участие два раза – в 1997 году и в 1999 году. Во второй раз приехал более подготовленным. На подобных соревнованиях много внимания уделяется технической стороне: насколько правильно сделаны веки (для это существуют специальные шпатлевки), потому что шкура высыхает и веко получается тоньше, чем на живом звере. А с помощью специальной эпоксидной шпатлевки веко выкладывается и получатся как живое. Тогда я этих тонкостей еще не знал и получил только третье место. Хотя, мне было достаточно, что я попал в тройку лучших мастеров мира.
Чтобы сделать хорошую работу, надо время. Например, есть один австриец, он делает рыб и выступает на соревнованиях. На европейских соревнованиях он брал золото три раза подряд. Так вот в течение года он делает всего пять рыб! У меня все поставлено на поток и за год приходится делать огромное количество чучел. Мне достаточно того, что я стал третьим в мире, удовлетворил свое тщеславие, а теперь спокойно работаю.
– На Чемпионаты мира по таксидермии может попасть любой участник?
– Да. Достаточно заполнить форму участия в Интернете или по почте, соответственно указываешь, какого зверя хочешь привезти. Номинации самые разные: от высушенных определенным способом рептилий, до сложнейшей таксидермии рыб, сложные композиции с млекопитающими. На Чемпионате Европы, недавно было представлено чучело домашней коровы – она получила первый приз! Время на исполнение работы не ограничивается: можешь хоть два года чучело вылизывать, каждую волосинку клеем приклеивать.
– Как можно оценить одновременно корову и рыбу?
– В этом и вся сложность. Если бы я проводил чемпионаты, то обязал бы всех работать с одинаковыми животными, одинаковым инструментом и определенное количество времени. Но выдающуюся работу видно сразу. Одно время я помогал судить Европейский чемпионат, и лучшие работы выбирали тайным голосованием: бумажки с голосами кидали в шапку, а потом подсчитывали окончательный результат.
– Работники зоопарка никогда не предлагали купить шкуру редкого зверя?
– Обычно, с зоопарками работают те, у кого нет заказов. Такой таксидермист где-то получает шкуру, делает чучело и выставляет на продажу в магазин. Естественно, для него важно, чтобы зверь был редкий, потому что на нем можно больше заработать. Через несколько лет у него появляется клиентура, и работа с зоопарками сходит на нет.
Хотя, когда в зоопарке умирает какой-то крупный зверь, они звонят и спрашивают, не нужен ли редкий экземпляр…
– Лев Мерфи из Петербургского зоопарка пойдет на чучело?
– А он мне такой не нужен! Вот тигр там хороший, а Мерфи очень плохо выглядит. Но если будет заявка на Мерфи, возьмусь за него и сделаю из льва красавца – продлю жизнь на много десятилетий.
– Цирковые артисты предлагают шкуры своих животных?
– До меня никогда не доходили шкуры из цирка. Прежде всего, цирковые артисты – все коммерсанты – за большие деньги они стараются продать достаточно некачественный товар. Мне проще заказать вагон шкур из Африки, чем связываться по мелочам с циркачами.
– Сколько стоит заказать чучело в вашей мастерской?
– От ста долларов до нескольких тысяч. Все зависит от объема и сложности работы. Ялюблю сложные работы: предположим, бежит зубр, и на него нападают волки… Нотакие сложные работы заказывают, в основном москвичи.
– У вас есть студия в Москве?
– Да, она примерно такая же по объему, как и в Санкт-Петербурге. Но большинство заказов проходит именно через Москву. В Петербурге уже выполняем непосредственно заказы. Может быть, открою филиал в Петропавловске – там очень крупные трофейные звери, иногда – гигантских размеров. Наверное, когда только начинал заниматься профессией, подобные размеры меня бы удивили, но сейчас отношусь к этому проще. Петропавловск далеко и туда часто не съездишь. Поэтому, когда заходит вопрос о расширении бизнеса, задумываешься: что главнее: спокойно жить или иметь много денег?!
– Все добытое на охоте является трофеем?
– Практически все, даже череп, который измеряется и тоже вешается отдельно настену.
Такое безотходное производство: шкуру на пол, череп на стену, мясо вхолодильник!
– Пару часов назад вы говорили, что вы не охотник!
– Я охотник, но не в таких масштабах, в каких сейчас принято! Я никого не убивал, а добывал! И потом, из красивого животного можно сделать чучело, и подарить ему дальнейшую «жизнь»! Я – не невинный ребенок и люблю подобные мужские развлечения. Но у меня есть приятель, который каждую пятницу срывается на охоту и приезжает только во вторник! Охота доставляет мне удовольствие, но я не хочу повторять ее ежеминутно.
– А зачем вы пробуете раствор, в котором замочены шкуры: кислоту, щелочь, формалин?!
– Я делаю это не так часто! На вкус пропорции выяснять проще. Хотите попробовать!?
фото Замира Усманова